ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕПАРАТРИСНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ И ПРЕДЕЛЬНЫХ ЦИКЛОВ
Задачи нахождения уравнений сепаратрисных поверхностей и определения предельных циклов являются значительно более сложными, чем рассмотренные ранее задачи анализа движе-
CenapatpiicHbie поверхности и предельные циклы 139 ния в окрестности особых точек. Как отмечалось в гл. 3, в общем случае их не удается решить. Однако в рассматриваемом случае анализа уравнении нелинейного бокового движения сформулированные вопросы удается в определенной мере исследовать. В частности, возможно определение уравнения сепаратрисной поверхности в непосредственной близости особой точки, когда поверхность является плоскостью.
Когда характеристическое уравнение имеет третий порядок, возможны два вида значений корней: 1) один действительный, положительный или отрицательный корень и два комплексно- сопряженных корня; 2) три действительных корня. В рассматриваемой задаче обычно только один из трех действительных корней может быть положительным. Соответствующие этим случаям виды движения в окрестности сепаратрисной плоскости иллюстрируются рис. 17.1. На рис. 17.1, а показан вид движения в окрестное?!! особой точки (ОТ), когда действительный корень 0, а на
рис. 17.1, б, когда корень < 0. На рис. 17.1, в показан случай трех действительных корней, когда > О, Х2>3 < 0. Сепаратрис — ная плоскость на рис. 17.1, а разделяет фазовое пространство на две области, движение в которых имеет различные точки притяжения. Сепаратрисная плоскость на рис. 17.1, б также разделяет фазовое пространство на области притяжения особых точек, и ее нахождение представляет практический интерес. Когда особая точка соответствует устойчивому движению, эта плоскость позволяет приближенно определить соотношение между параметрами движения самолета, так как часто | М > | £ | и движение, описываемое действительным корнем, успевает быстро затухнуть и остается колебательное движение, которое происходит в окрестности найденной плоскости. В том случае, когда движение в окрестности особой точки является колебательно-неустойчивым, то, как отмечалось в гл. 3, в ее окрестности возникает предельный цикл, который приближенно располагается в найденной сепаратрисной плоскости.
![]() |
Для нахождения уравнения сепаратрисной плоскости воспользуемся методикой, изложенной в гл. 3. Решение для фазовых
траекторий, лежащих на сепаратрнсной плоскости, не зависит от действительного корня X. В общем случае решение, например для параметра движения cov, может быть представлено в виде
(Од (т) — Лхе^ — J — А2ек-Т — f~ А3е^ту
где Хх — действительный корень; X2t Х3 — действительные либо комплексно-сопряженные корни; Лх, Л2, А3 -— постоянные, зависящие от начальных условий.
Решение в виде (17.1) соответствует всем фазовым траекториям в окрестности седловой особой точки. В качестве начальных условий при этом могут быть взяты любые сочетания фазовых координат ©д., со^, р. Определим, при каких сочетаниях фазовых координат, рассматриваемых как начальные условия в решении (17.1), коэффициент Лх будет равен нулю. Как было показано в гл. 3, соответствующее уравнение будет уравнением сепаратрнсной плоскости.
Из решения (17.1) получим систему алгебраических уравнений для нахождения постоянных Лъ Л2, А3 в функции начальных условий:
(17.2)
Выражение для Лх в функции (о*(0), wi(0), со^(0) находится из соотношения
711 — Дх/ Доэ
где Д0 — характеристический определитель системы алгебраических уравнений (17.2), а Дх — определитель, получаемый из Д0 заменой первого столбца на столбец правых частей.
Поскольку нам необходимо найти Лх, а затем приравнять этот коэффициент нулю, то нет необходимости находить определитель Д0, достаточно знать определитель Дх:
(Од (0) 1 1
![]() |
Дх = со* (0) Ху X,
" /Г\ л 2 л 2
(о* (0) А2 Аз
Раскрывая определитель (17.3) и приравнивая его нулю, получим
![]() |
Выражение (17.9) хотя и достаточно громоздкое, однако позволяет достаточно просто определять при известных значениях корня соответствующую сепаратриспую плоскость. Значение действительного корня 7,г удобно находить, используя метод, изложенный в § 16. Для грубых оценок, уравнение для сепаратрнсной плоскости для малого демпфирования можно приближенно представить в виде
На рис. 17.2 приведена схема фазовой картины движения для самолета, сбалансированного на положительном угле атаки, и выделены найденные по описанной методике плоскость колебаний в окрестности устойчивости особой точки и сепаратрисная плоскость, отделяющая область притяжения устойчивой особой точки от остального фазового пространства.
Уравнения бокового движения самолета (15.3) являются нелинейными уравнениями, и поэтому в них кроме устойчивого
либо неустойчивого движения в окрестности особых точек могут существовать режимы периодического движения — предельные циклы. Как отмечалось в гл. 3, при изменении типа особой точки от устойчивой к колебательно-неустойчивой всегда одновременно рождается периодическое движение — предельный цикл. Для нахождения таких режимов и определения условий их существования воспользуемся методом гармонического баланса [9, 1, 7]. Анализ уравнений (15.3) в общем случае приводит к весьма громоздким выражениям, поэтому для получения результатов в достаточно наглядном виде сохраним в уравнениях только наиболее существенные члены. В частности, пренебрежем влиянием на динамику самолета следующих коэффициентов сил и моментов,
приняв их равными нулю, с ~ту^ тх = 0.
Для использования метода гармонического баланса произведем преобразование уравнений (15.3) к новым переменным так, чтобы они имели особую точку, относительно которой рассматривается движение, в начале координат. С этой целью получим из (15.3) точные уравнения в вариациях относительно установившегося движения самолета, рассматривая параметры его движения в виде:
ю* = — + Aw. v;
![]() |
(Оу ©г/ст “Г А(‘)л.
Сепаратрисные поверхности и предельные циклы
Здесь рст, co^CT, Q — значения параметров движения самолета в особой точке.
Получим уравнения в вариациях:
АР’ — рДсо^ + ра0Дац;
Дсо*, = т™уА(йу + (ml + Bj. iQ2) Др
+ 2йрстВрДсоЛ. — f- 5ррст (Дсо*)2 + 2БрйДрДсоА. -{ БрДр (Дсо^2;
(17.12)
Аы’х — mf Др тхх Дсо*.
Приведем систему уравнений (17.12) к одному уравнению для вариации угловой скорости крена. Опустив для краткости записи знак вариации, получим
(х)х Botox V^l + Ctox Dtox) tox
— (fio CocOjc ~r Dqcdx) со* = 0, (17.13)
где B2, Bu B0 — коэффициенты линеаризованных уравнений движения (16.5);
С, = — 2Вц29.; С0 = — (вр2тРрст — 2Bytem**);
D — — Bp2; D0 = Bx2m/. (17.14)
Полученное при таких преобразованиях уравнение (17.13) является столь же точным как и (15.3) и позволяет исследовать движение не только в окрестности особой точки, но и во всем фазовом пространстве. Его особенностью является то, что оно записано относительно смещенной в фазовом пространстве точки, что позволило сделать это уравнение однородным (т. е. его особой точкой является начало координат). Пусть в окрестности этой особой точки существует предельный цикл и изменение параметров движения самолета близко к гармоническому, т. е.
со*a sinx. (17.15)
Решение (17.15) должно «в среднем» удовлетворять уравнению (17.13). Поэтому амплитуда и частота колебаний могут быть найдены, если подставить решение (17.15) в уравнение (17.13), а затем, помножив его на sin vt и cos vt, проинтегрировать на интервале времени, равном периоду колебаний (Т = 2зт/v).
Выполнив интегрирование, получим систему алгебраических уравнений для нахождения величин а и v:
![]() |
![]() |
— В2v2 В0 — D0 — jj — сі2 = 0;
Из системы алгебраических уравнений (17.16) получим формулу для нахождения амплитуды а на предельном цикле:
Учитывая выражения для D(), Dx (17.14) и тот факт, что В2Вг — — В0 = R (см. (16.7)), получим в окончательном виде формулу для нахождения амплитуды
(17.18)
Поэтому из (17.18) следует, что необходимым условием существования предельного цикла является колебательная неустойчивость движения при малых возмущениях (R <С 0). Из полученных результатов следует, что если в окрестности особой точки решение колебательно-неустойчиво, то оно при увеличении амплитуды переходит в предельный цикл. Частота колебаний на предельном цикле при известной величине амплитуды колебаний может быть найдена из второго уравнения системы (17.16):
(17.19)
Из формулы (17.19) видно, что частота колебаний при малых амплитудах (а ~ 0) близка к частоте собственных боковых колебаний
(17.20)
![]() |
и убывает при возрастании амплитуды колебаний. Характер движения в окрестности особой точки нетрудно представить. Как было получено в § 16,
которые подходят сверху и снизу, наматываются на один и тот же предельный цикл соответственно над или под сепаратрисной плоскостью. Способ нахождения соответствующей плоскости был изложен ранее.
На рис. 17.4 приведены примеры фазовых траекторий на плоскости со*, р для случая а0 >> 0 (сор/соа -* 0), полученные расчетным путем. Из рисунка видно, что по мере увеличения отклонения элеронов (момента ДтЛ) возрастает колебательность движения, и при некотором значении Ат*х движение становится неустойчивым «в малом» и реализуется предельный цикл. При дальнейшем увеличении управляющего момента Дгпх степень неустойчивости возрастает и амплитуда предельного цикла увеличивается, что подтверждает результаты, полученные ранее.
Полученный ранее результат, заключающийся в том, что боковое движение при наличии колебательной неустойчивости стремится к предельному циклу, имеет вполне определенные подтверждения в летных испытаниях. Некоторые примеры таких движений приведены в гл. 7—9.
Как следует из проделанного анализа, причиной возникновения предельного цикла являются нелинейные инерционные и кинематические члены в уравнениях движения при линейных аэродинамических характеристиках. Нелинейности в аэродинамических характеристиках могут оказать определенное влияние на параметры предельного цикла, но основные его закономерности сохранятся. В этой связи следует отметить, что движение типа предельного цикла часто наблюдается и в записях результатов летных испытаний самолетов на штопор.